Практическая работа: Моделирование простого объекта с использованием инструмента Extrude

Освоение инструмента выдавливания (Extrude) для моделирования сложной геометрии из примитивов.

Практическая работа №9

Цель работы

Научиться переходить в режим редактирования (Edit Mode), понимать строение меша и взаимодействовать с его базовыми компонентами: вершинами, рёбрами и полигонами.

Задание

Выполните следующие действия в среде Blender:

Действие Метод выполнения (инструкционная карта) Изображение
1 Удалить стандартный куб При запуске Blender в сцене находится стандартный куб. Кликните по нему ЛКМ для выделения → нажмите клавишу X → выберите Delete.
2 Добавить новый куб (основание дома) Нажмите Shift + A → Mesh → Cube. Новый куб появится в центре сцены.
3 Растянуть куб по оси Z (высота дома) Выделите куб → нажмите S для масштабирования → затем Z, чтобы масштабировать только по вертикали → потяните мышь вверх (например, увеличьте в 2 раза) → щелкните ЛКМ для подтверждения.
4 Войти в режим редактирования Убедитесь, что куб (дом) выделен → нажмите Tab → выберите Edit Mode.
5 Включить режим выделения граней Вверху окна 3D Viewport нажмите значок с квадратом (Face Select) или нажмите клавишу 3 на клавиатуре.
6 Выделить верхнюю грань Кликните по верхней грани дома ЛКМ, чтобы выделить её.
7 Вытянуть крышу (Extrude) Нажмите E, потяните вверх для создания новой геометрии → затем нажмите S для масштабирования и уменьшите масштаб, создавая зауженную крышу → ЛКМ для подтверждения.
8 Сделать крышу треугольной (Merge) Переключитесь в режим выделения вершин (1) → выделите две противоположные вершины по длинной стороне крыши → нажмите M → выберите At Center. Повторите с другой стороны, чтобы получить треугольную форму.
9 Создать дверь Перейдите в режим Face Select → выделите переднюю грань дома → нажмите Ctrl + R, прокрутите колесо мыши, чтобы сделать 2 loop cut'а (горизонтальный и вертикальный) → выделите одну из центральных граней, которая станет дверью → нажмите E → немного вытолкните грань внутрь.
10 Создать окно Аналогично шагу 9: выберите грань выше двери → создайте разделения с помощью Ctrl + R → выберите нужную часть → E → вытолкните внутрь для создания окна.
11 Создать дымоход Выйдите в Object Mode (Tab) → нажмите Shift + A → Mesh → Cube → переместите его на крышу с помощью G → затем Z для подъема, X или Y для смещения в сторону.
12 Отредактировать форму дымохода Перейдите в Edit Mode для дымохода → выделите верхнюю грань → нажмите E и вытяните вверх.
13 Сохранить проект Перейдите во вкладку File в левом верхнем углу интерфейса → выберите Save As → в появившемся окне выберите место сохранения, введите имя файла: dom.blend → нажмите Save As Blender File.



Ожидаемый результат:

  • Переключение между различными режимами выделения (вершины, рёбра, грани).
  • Перемещение, масштабирование и вращение элементов меша.
  • Использование инструментов Extrude, LoopCut

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое Extrude?
  2. Для чего нужен Extrude?
  3. Какие еще инструменты для моделирования обьекта вы знаете?