Практическая работа: Навигация в 3D-пространстве Blender

Практическая работа №4

Цель работы

Научиться выделять объекты с использованием различных методов (рамка выделения, лассо, круговое выделение) и применять трансформации (перемещение, вращение, масштабирование) с помощью горячих клавиш G, R и S. Использовать 3D- курсор для точного позиционирования объектов и изменения центра вращения с помощью различных вариантов Pivot Point. Применить инструмент Gizmo для трансформаций объектов.

Задание

Выполните следующие действия в среде Blender:

Действие Метод выполнения Изображение
1 Создание базовой сцены Создайте новый проект. Добавьте на сцену три объекта: куб, цилиндр и сферу, и расположите их произвольно на сцене, используя изученные ранее методы трансформации (G , R, S). Например: Куб по центру, цилиндр слева, сфера справа.
2 Позиционирование камеры Выделите камеру на сцене. Используя горячие клавиши перемещения (G) и вращения (R), разместите камеру таким образом, чтобы в её поле зрения попадали все три объекта одновременно. Воспользуйтесь комбинацией 0 (Numpad) для переключения вида из камеры.
3 Дополнительное позиционирование камеры с помощью 3D-курсора Поместите 3D-курсор в центр сцены с помощью Shift + C. Используйте Pivot Point → 3D Cursor, чтобы привязать его к центру, а затем выделите камеру и поверните её (R) вокруг 3D-курсора, чтобы подобрать наилучший угол обзора сцены.
4 Разделение рабочего пространства Разделите экран на три отдельных окна, потянув за угол окна Blender. Для этого наведите курсор в верхний правый угол экрана, пока не появится иконка для разделения, и перетащите её. Это создаст дополнительные окна для различных видов.
5 Управление несколькими окнами В каждом окне отдельно настройте масштаб и ракурс таким образом, чтобы удобно просматривать объекты сцены с разных точек. Например, в окне Top View настройте удобное отображение сцены сверху, а в камере и основном 3D-виде настройте обзор объектов спереди и сбоку. Чтобы вновь соединить окна в одно - ПКМ между двумя окнами - Join right/left
6 Создание дополнительной камеры Добавьте еще одну камеру (Shift+A → Camera). Разместите новую камеру с другого угла сцены, чтобы получать альтернативный ракурс. Не забудьте о смене PivotPoint c 3D курсoра на Median Point, чтобы обьект снова пращался относительно себя. Переключайтесь между камерами с помощью сочетания Ctrl + 0 (Numpad) для того, чтобы сделать камеру активной(сначала ЛКМ по нужной камере, после ctrl + 0).
7 Управление несколькими окнами Переключайтесь между двумя камерами (Ctrl + 0 (Numpad)) и убедитесь, что оба ракурса отображают разные перспективы сцены. Проверьте это во втором окне, настроенном на вид из камеры.
8 Сохранить проект После выполнения всех шагов сохраните проект. Перейдите в меню File → Save As, выберите имя для файла, например, Simple_Scene.blend и нажмите Save As Blender File.



Ожидаемый результат:

  • Позиционирование камеры и управление её видом с помощью изученных ранее инструментов.
  • Разделение и настройку рабочего пространства Blender для удобного просмотра сцены с разных сторон.
  • Управление несколькими камерами и переключение между ними.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Как добавить и настроить камеру в Blender?
  2. Как переключиться на вид из камеры и обратно?
  3. Как назначить активной другую камеру в сцене?
  4. В чём преимущества использования нескольких окон в Blender?
  5. Как 3D-курсор может помочь в позиционировании камеры?