Инструмент Subdivide в Blender
В 3D-моделировании уровень детализации объекта напрямую зависит от количества полигонов, из которых он состоит. Инструмент Subdivide в Blender позволяет быстро и эффективно увеличить количество полигонов, разделяя существующие элементы сетки (меша) на более мелкие. Этот инструмент обязательно пригодится при создании сглаженных или высокодетализированных объектов.

Что такое Subdivide?
Subdivide (разделение) — это операция, при которой Blender делит выбранные элементы сетки (грани или ребра) на более мелкие части. В результате появляется большее количество вершин, ребер и граней, что дает возможность более точно управлять формой объекта. Чтобы активировать Subdivide необходимо в режиме редактирования(Tab) выбрать грань или ребро, затем нажать по нему ПКМ(правой кнопкой мыши) и в открывшемся меню выбрать Subdivide - вы увидите как выбранная грань или ребро разделятся.

Как работает Subdivide?
Когда пользователь применяет Subdivide, Blender:
- Делит выбранные ребра пополам (или на большее количество сегментов).
- Создает новые вершины в точках деления.
- Формирует дополнительные грани, если были выбраны плоскости.
Простое подразделение становится доступным в режиме редактирования при клике правой кнопкой мыши.

Как использовать Subdivide в Blender?
Шаги:
- Выделите объект и перейдите в режим редактирования (Tab → Edit Mode).
- Выделите нужные ребра или грани.
- Нажмите правой кнопкой мыши (ПКМ) и выберите пункт Subdivide.
- В левом нижнем углу (или через панель F9) появятся параметры Subdivide.

Основные параметры Subdivide:
Параметр | Описание |
---|---|
Number of Cuts | Количество разрезов между вершинами. Чем больше, тем выше детализация. |
Smoothness | Насколько плавно будет изгибаться новая геометрия. Полезно при моделировании органических форм. |
Fractal | Добавляет случайное смещение новым вершинам, имитируя неровности. |
Along Normal | Смещает вершины вдоль нормалей, усиливая фрактальные искажения. |
Quad Corner Type | Определяет, как обрабатываются углы четырехугольников (Straight Cut, Inner Vert, Path, Fan). |
Subdivide и пропорционное редактирование (Proportional Editing)
После использования инструмента Subdivide сетка объекта становится более плотной, с множеством новых вершин. Такое количество деталей делает возможным более точное и плавное редактирование формы, в этом нам поможет инструмент Proportional Editing (Пропорциональное редактирование).
Что такое Proportional Editing?
Proportional Editing — это режим, в котором редактирование одной вершины влияет на соседние вершины, в зависимости от заданного радиуса влияния. Он позволяет создавать плавные переходы и деформировать большие участки модели с естественным изгибом.

Как включить Proportional Editing?
- Перейдите в Edit Mode (Tab).
- Включите Proportional Editing: Нажмите клавишу
O
(английская буква "O
"); Либо кликните на значок пропорционального редактирования в верхней части 3D Viewport (в виде круга). - Выделите вершину (или несколько).
- Используйте инструмент перемещения (G), масштабирования (S) или вращения (R).
- Прокрутите колёсико мыши, чтобы изменить радиус влияния (чем больше — тем шире область деформации).
