Навигация в 3D-пространстве Blender

Blender — это мощная и бесплатная программа для трёхмерного моделирования, анимации и визуализации. Эффективная работа в Blender невозможна без уверенного владения навигацией в 3D-пространстве. Управление видом сцены осуществляется с помощью мыши, клавиатуры (в особенности — цифрового блока клавиш, нумпада), а также специальных элементов интерфейса.

Навигация с помощью цифрового блока клавиатуры (NumPad)

NumPad обеспечивает удобный доступ к различным видам и управлению:

  • 1 — вид спереди (Front View).
  • Ctrl + 1 — вид сзади.
  • 3 — вид справа (Right View).
  • Ctrl + 3 — вид слева.
  • 7 — вид сверху (Top View).
  • Ctrl + 7 — вид снизу.
  • Ctrl + 1/3/7 — противоположные виды.
  • 5 — переключение между перспективным и ортографическим видом.
  • 0 — вид из камеры.
  • 2/4/6/8 — вращение вокруг объекта по оси.
  • . (точка) — центрирование вида на выделенном объекте.

Работа с окнами в Blender

Blender — это гибкий и настраиваемый инструмент, и одно из его главных преимуществ — возможность настраивать интерфейс под себя. Интерфейс состоит из множества окон (areas), каждое из которых выполняет определённую функцию: 3D Viewport, Timeline, Outliner, Shader Editor и др. Важно уметь открывать новые окна, разделять экран и управлять ими.

1. Разделение экрана

Blender использует гибкую оконную систему, которая позволяет пользователю разделять рабочее пространство на несколько окон, в которых могут быть отображены различные элементы интерфейса. Каждый из этих окон может быть настроен в зависимости от текущей задачи, будь то 3D-просмотр, текстурирование, моделирование или анимация.

Чтобы разделить существующее окно интерфейса на два:

  1. Наведите курсор на угол окна (в правом верхнем или левом нижнем углу). Угол обозначен треугольником.
  2. Когда курсор изменится на крестик со стрелками, нажмите ЛКМ и потяните вбок или вниз — в зависимости от желаемого направления разделения.
  3. Таким образом вы создадите два независимых окна, каждое из которых может отображать свою область (например, в одном — 3D Viewport, в другом — Shader Editor, или в каждом окне поменять виды)

2. Изменение типа окна

После разделения экранов каждое окно можно настроить на отображение любого редактора:

  1. Нажмите на иконку типа окна в левом верхнем углу окна (например, иконка 3D куба для 3D Viewport).
  2. Выберите нужный редактор из списка: Shader Editor, UV Editor, Timeline, Outliner, Text Editor и другие.

3. Объединение окон

Чтобы объединить два окна обратно в одно:

  1. Наведите курсор на границу между двумя окнами.
  2. Убедитесь, что оба окна находятся рядом и одного размера по направлению объединения.
  3. Перетащите угол одного окна в сторону другого (при этом стрелка указывает, какое окно останется).
  4. Отпустите ЛКМ — окна объединятся.